|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
Легкий танк, разработанный фирмой Skoda для чехословацкой армии в 1938 году в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт. Получил армейское обозначение LT vz.38. Серийное производство началось только в 1939 году уже после немецкой оккупации. С 1939 по 1942 год заводами ВММ (Bohmisch - Mahrische - Maschinenfabrik) - такое название получила фирма CKD - было выпущено более 1300 танков Pz. Kpfw. 38(t).
СЕРИЙНЫЕ
МОДИФИКАЦИИ
Рz. Kpfw. 38(t) Ausf.A — танки, полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель Praga EPA мощностью 125 л.с. Вооружение: 37-мм пушка и два пулемета. Бронирование 10—25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую, закрепленную на левом борту корпуса. Изготовлено 150 единиц.
38(t) В — ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено 110 единиц.
38(t) С — чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено 110 единиц.
38(t) D — введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть — без изменений. Изготовлено 105 единиц.
38(t) E — вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни —50 мм, борта корпуса и башни — 30 мм). Боевая масса 9,87 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено 275 единиц.
38(t) F—идентичен по конструкции варианту Е. Изготовлено 250 единиц.
38(t) G— последняя серийная модификация. От варианта Е отличалась отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено 324 единицы.
38(t) S — экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям А-С. Предназначался для Швеции, но поставлен не был. Изготовлено 90 единиц..
Боевое крещение получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин 38(t) 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта.
К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).
На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка 38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943—1944 годах оставшиеся в строю танки 38(t) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.
Помимо Германии, 38(t) состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии эти танки прослужили до конца войны.
На базе 38(t) строились самоходно-артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.
Некоторое количество линейных танков переоборудовали в командирские машины и артиллерийские тягачи.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА PzKpfw.38(t) Ausf.B
БОЕВАЯ МАССА | 9,7 т |
ЭКИПАЖ | 4 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина
- 4610 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 пушка KwK 47 L/42 калибра 37 мм, 2 х 7,92 мм MG37 (t) |
БОЕКОМПЛЕКТ | 72 выстрела и 2100 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб
- 25 мм борт - 15 мм корма - 12 мм крыша - 10 мм днище - 8 мм башня - 15-25 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин, объем - 7754 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), бортовые фрикционы, бортовые передачи |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 4 опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм |
СКОРОСТЬ | макс.: 42 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 230 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | угол подъема, град. - 28,7,ширина рва, м - 2,1: высота стенки, м - 0,8, глубина брода - 0,8 м. |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | коротковолновая радиостанция Fu 5 |
(© Бронеколлекция, 1996, N2 (5). М. Барятинский.)