|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
Pz I | Pz II | Pz 35 (t) | Pz 38 (t) | Pz III | Pz IV | Pz V | Pz VI | Pz VIB | Maus |
|
Легкий танк, более крупный по размерам и сильнее вооруженный, чем Pz.I. Как и последний, первоначально предназначался для подготовки личного состава и сколачивания боевых подразделений танковых войск, но представлял собой более полноценную боевую машину. Выпускался фирмами MAN, DeimIer-Benz, FAMO, MIAG, Henschel, Wegmann, Alkett и «Объединенными машиностроительными заводами» в Варшаве. В производстве с 1935 по 1941 год.
СЕРИЙНЫЕ
МОДИФИКАЦИИ
Pz.IIa1
— первый вариант массой 7,6 т. Двигатель
Maybach HL 57TR мощностью 130 л.с. Скорость — 40 км/ч.
Вооружение: 20-мм пушка KwK30 и пулемет MG 34.
Экипаж 3 чел. Изготовлено 10
единиц.
Pz.IIa2 — небольшие
изменения в системе охлаждения двигателя и
вентиляции боевого отделения.
Изготовлено 15 единиц.
Pz.IIa3 — установлена
моторная перегородка и дополнительный люк
в днище для доступа к агрегатам двигателя. Изготовлено
50 единиц.
Pz.IIb — внесены
небольшие изменения в ходовую часть. Длина
танка возросла до 4760 мм. Двигатель Maybach HL 62ТН
мощностью 140 л.с. Изготовлено 25
единиц.
Pz.IIc — новая
ходовая часть с пятью опорными катками
среднего диаметра. Габариты: 4810х2223х1990 мм.
Боевая масса 8,9 т. Броня изготовлена из
молибденовой стали. Двигатель и вооружение
без изменений. Изготовлено 200
единиц.
Pz.IIA —
Синхронизированная коробка передач,
двигатель Maybach HL 62TRM. Новый тип смотровой
щели механика-водителя. В остальном подобен
Pz.IIc. Изготовлено 100 единиц.
Pz.IIB —
незначительные технологические отличия от
Pz.IIA. Изготовлено 200 единиц.
Pz.IIC— изменения в
системе охлаждения двигателя, 50-мм
бронестекла в смотровых приборах. Боевая
масса 9,5 т. Двигатель и вооружение без
изменений. Изготовлено 100
единиц.
PZ.IID—Танк для
вооружения легких дивизий вермахта. Новые
корпус и ходовая часть с четырьмя опорными
катками типа «Кристи». Башня и вооружение—от
Pz.IIc. Боевая масса 10 т. Экипаж 3 чел. Изготовлено
80 единиц.
Pz.IIE—небольшие
изменения в подвеске и ходовой части. Все
остальное, как у Pz.IID. Изготовлено
163 единицы.
Pz.IIF—изменена
лобовая часть корпуса и бронировка
смотровых приборов, улучшен механизм
поворота башни. В остальном подобен Pz.IIC. Изготовлено
532 единицы.
Pz.IIG (VK 901) — новые
корпус и ходовая часть с пятью опорными
катками, расположенными в шахматном
порядке. Боевая масса 9,2 т. Двигатель Maybach HL45p
мощностью 150 л.с. Скорость 50 км/ч.
Бронирование 14,5—30 мм. Вооружение: 20-мм
пушка KwK 38 и пулемет MG 34. Дальнейшее развитие:
танки VK 903 и VK 1301. Изготовлено 12
единиц.
Pz.IIJ —
разрабатывался, как Pz.II n.A. (neue Art—новая
модель). Мощное бронирование — 50—80 мм.
Скорость 31 км/ч. Новые корпус, башня и
ходовая часть. Вооружение, как у VK 901. В 1942
году изготовлено 22 единицы.
Pz.IIL «Luchs» (Sd.Kfz.123) —
улучшенный и модернизированный вариант
моделей VK 901, VK 903 и VK 1301. Легкий
разведывательный танк. Боевая масса 11,8 т.
Двигатель HL 66р мощностью 200 л,с. Вооружение:
20-мм пушка KwK 38 и пулемет MG 34. Экипаж 4
человека. В 1943 году изготовлено 133 единицы.
Первую проверку боем несколько Pz.II прошли в
1939 году в Испании. 15 марта 1939 года они
первыми из 2-й танковой дивизии вермахта
вступили в Прагу.
1 сентября 1939 года
панцерваффе располагали 1224 танками Pz.II
различных модификаций. В ходе польской
кампании 83 из них были безвозвратно
потеряны. В составе 40-го батальона особого
назначения (40 Abteilung Z.B.V.) 25 Pz.II участвовали в
оккупации Дании и Норвегии. Накануне
вторжения во Францию в вермахте имелось 955
таких танков, которые могли бороться с
хорошо забронированными легкими и средними
французскими машинами только с близких
дистанций.
В ходе подготовки
вторжения на Британские острова 52 единицы
Pz.II переоборудовали в плавающие.
22 июня 1941 года к боевому
применению были готовы 746 танков Pz.II, 424 из
них были потеряны к концу года.
По мере насыщения танковых
частей более мощными боевыми машинами, Pz.II
все в большей степени использовались в
разведывательных целях. В боевых частях на
Восточном фронте они встречались вплоть до
1943 года, в частности, в операции «Цитадель»
приняли участие 70 Pz.II. Вплоть до 1943 года их
использовали и в Северной Африке. В марте 1945
года в войсках насчитывалось еще 145 Pz.II.
Кроме вермахта, эти машины состояли на
вооружении в словацкой, румынской и
болгарской армиях.
На базе Pz.II различных
модификаций строились самоходно-артиллерийские
установки, саперные, мостовые и огнеметные
танки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.IIF
БОЕВАЯ МАССА | 9,5 т |
ЭКИПАЖ | 3 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина
- 4810 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 х 20 мм KwK 30 (на части танков KwK 38), 1 х 7,92 мм MG34 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 300 выстрелов и 2100 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический прицел Zeiss TZF4/38 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб
- 30 мм борт - 20 мм корма - 15 мм крыша - 15 мм днище - 5 мм башня - 15-30 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL62TRM, 6-цилиндровый карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 140 л.с. (103 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 6234 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | 6-скоростная механическая (5 скоростей вперед, 1 - назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 5 опорных обрезиненных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения; 4 поддерживающих катка; подвеска индивидуальная на четвертьэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 108 траков шириной 300 мм |
СКОРОСТЬ | макс.: на суше - 40 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 190 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,8: высота стенки, м - 0,63, глубина брода - 0,95 м. |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | коротковолновая радиостанция Fu 5 |
(© Бронеколлекция, 1996, N2 (5). М. Барятинский.)