|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
Единственный в мире реализованный в
металле сверхтяжелый танк. Разработан
под руководством профессора Фердинанда
Порше. В 1943-1945 годах заводом Alkett собраны 2
машины, еще 9 находились в различных
стадиях изготовления. .
Проектирование сверхтяжелого
танка началось после конференции, посвященной
вооружению танковых войск и проходившей 8
июня 1942 года в Берлине при участии А.Гитлера,
А.Шпеера и Ф.Порше. Кто-то из троих
высказал пожелание спроектировать
огромный танк, вооруженный
12,8-см или даже 15-см пушкой. Как бы
там ни было, но сейчас этот факт рассматривается
как личная инициатива фюрера. Против
отвлечения сил на реализацию подобных
замыслов категорически выступили
руководители панцерваффе и немецкого
танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф
(председатель комиссии по
усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп.
В результате официальный заказ на
соответствующие проектные работы оформлен
не был. Вскоре об этой истории забыли.
Только не сам Порше. Являясь
председателем танков комиссии (Panzer-kommission), а
также пользуясь расположением Гитлера, ему
удалось все-таки договориться с
заинтересованными лицами о строительстве
своей машины. Фирма "Крупп" бралась
изготовить корпус, "Даймлер-Бенц" -
двигатель, а "Алькетт" - провести общую
сборку. Порше планировал установить на
танк дизель воздушного охлаждения
собственной конструкции, который к тому
времени еще не успели изготовить. Ситуацию
разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора
остановиться на дизель-ном двигателе МВ509 (на
самом деле на первом образце был установлен бензиновый
двигатель DB-603А2, а на втором - дизель МВ517). 1
августа 1943 года приступили к сборке
прототипа (код "Порше 205").
Предприятиями смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за интенсивных англо-американских бомбардировок заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равно-ценным грузом-балластом вместо башни все же было проведено 24 декабря 1943 года во дворе завода. С 10 января 1944 года испытания про-должились уже на полигоне при штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте. С 9 июля, после установки башни с вооружением, начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне. Сборку второго прототипа закончили 10 марта 1944 года и доставили его на полигон сразу, без заводских испытаний. Отдельные узлы, например, заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин. Оба первых прототипа были взорваны в Куммерсдорфе (Kummersdorf) при подходе частей Красной Армии в апреле 1945 года. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко из двух разрушенных образцов танка собрали один (но без соответствующей "начинки") и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он был доставлен 4 мая 1946 года. Сейчас этот танк экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке (под Москвой). В этом сверхтяжелом танке поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых частях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 2,8-см и 7,5-см. Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода "Шкода". Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего гиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма "Хеншель" под обозначением Е100. 140-тонного монстра должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км в час.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА "МЫШЬ"
БОЕВАЯ МАССА | 188 т |
ЭКИПАЖ | 5 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | длина
- 10085 мм ширина - 3710 мм высота - 3630 мм клиренс - 500 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 пушка KwK 44 калибра 128 мм, 1 пушка калибра 75мм L/36, 1 пулемет MG42 калибра 7,92 мм. |
БОЕКОМПЛЕКТ | 32 выстрела калибра 128 мм, 200 выстрелов калибра 75 мм, 1000 патронов калибра 7,92 мм. |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | перископический прицел спаренной установки. |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб
- 200 мм борт - 105-185 мм корма - 160 мм днище - 105,5 мм крыша - 105,5 мм башня - 65-240 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Daimler-Benz
DB-603А2, 12-цилиндровый, бензиновый с
непосредственным впрыском и
электрическим зажиганием, V-образный (перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность - 1750 л.с. (1288 кВт) при 2700 об. в мин.; рабочий объем - 44500 куб.см. |
ТРАНСМИССИЯ: | электромеханическая - два главных генератора, два тяговых электродвигателя, два механических агрегата-гитары с борто - выми тормозами, две бортовые передачи. |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 24 опорных катка с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; в каждой гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака - 160 мм. |
СКОРОСТЬ | макс.: 20 км/ч; |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 186 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | угол подъема, град. - 45, глубина брода - 1,7 м. |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция FuG5 |