|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
Pz I | Pz II | Pz 35 (t) | Pz 38 (t) | Pz III | Pz IV | Pz V | Pz VI | Pz VIB | Maus |
|
Первый по-настоящему боевой танк вермахта. Разрабатывался в качестве машины для командиров взводов «ZW» (Zugfuhrerwagen). Однако с 1940-го до начала 1943 года стал основным средним танком германской армии. Выпускался фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Krupp, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. В производстве с 1936 по 1943 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Pz.IIIA—предсерийный
вариант массой 15,4 т. Двигатель Maybach HL 108TR
мощностью 250 л.с. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел.
Габариты: 5690х2810х2335 мм. Вооружение: 37-мм
пушка KwK L/46,5 и три пулемета MG 34.
Изготовлено 10 единиц.
Pz.IIIB — новая ходовая
часть с восемью опорными катками малого
диаметра и подвеской на листовых рессорах.
Командирская башенка унифицирована с Pz.IVA.
Изготовлено 15 единиц.
Pz.IIIC—незначительные
отличия от предыдущей модели. Несколько
изменена подвеска. Изготовлено
15 единиц.
Pz.IIID—толщина лобовой и
бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько
изменена подвеска и введена новая командирская
башенка. Боевая масса 19,8 т. Изготовлено 50
единиц.
Pz.IIIE—совершенно новая
ходовая часть с шестью опорными катками,
торсионная подвеска. Двигатель Maybach HL120TR
мощностью 30 л.с. Введены двустворчатые
бортовые люки в башне, новая установка
курсового пулемета. Изменениям подверглась
кормовая часть корпуса. Вооружение
осталось прежним. Боевая масса 19,5 т.
Скорость 40 км/ч. Изготовлено 96
единиц.
Pz.IIIF — незначительно
модернизированный Pz.IIIE. Изготовлено 435
единиц.
В последующем все танки вариантов Pz.IIIE и
Pz.IIIF Были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38. При
этом число пулеметов сократилось до двух.
Pz.IIIG—незначительные
изменения в деталях корпуса. Новая
командирская башенка с пятью смотровыми
приборами. Вооружение: 50-мм пушка KwK 38 и два
пулемета MG 34. Боевая масса 20,3 т. Двигатель
Maybach HL 120TRM. Изготовлено 600 единиц
(из них 54 в тропическом исполнении Pz.IIIG (trop).
Pz.IIIH—новая конструкция
направляющего и ведущего колеса.
Дополнительная 30-мм плита на лобовой части
корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена
кормовая часть башни. Боевая масса 21,6 т.
Вооружение и двигатель без
изменений. Изготовлено 310 единиц.
Pz.IIIJ—лобовая броня
толщиной 50 мм, новый тип установки
курсового пулемета. С декабря 1941 года—50-мм
пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров.
Изготовлено 2616 единиц (из них 1067 с
длинноствольной пушкой).
Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1)—увеличенная
толщина брони маски пушки и дополнительная
20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд
других мелких усовершенствований. Боевая
масса 22,7 т. Габариты: 6412х2920х2510 мм. Двигатель
и вооружение, как у Pz.IIIJ последних выпусков.
Изготовлено 653 единицы.
Pz.IIIM (Sd.Kfz.141/1)—последний
вариант Pz.III в качестве линейного танка,
вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные
отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах
корпуса. Система выхлопа танка была
приспособлена для преодоления
без подготовки брода глубиной до 1,3 м.
Установлены дымовые гранатометы.
Изготовлено 250 единиц.
Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2)—штурмовой
танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной
ствола 24 калибра. Корпус и башня, как у Pz.IIIL и
Pz.IIIM. Изготовлено 663 единицы.
Первой военной
операцией, в каторой приняпи участие танки
Pz.IIIl, был захват Судетской области в
Чехословакии в 1938 году. Незначительное их
число в составе 1-й и 2-й танковых дивизий
вермахта участвовало в оккупации Чехии и
Моравии в 1939 году.
Однако по-настоящему они
вступили в бой только во время польской
кампании. На 1 сентября 1939 года в немецких
танковых частях имелось всего 98 Pz.III. В
Польше 26 из них были потеряны. При захвате
Дании и Норвегии немцы потеряли еще 6 машин.
К началу французского
похода Панцерваффе располагали уже 381
машиной, 135 танков они потеряли в ходе
боевых действий.
После поражения Франции, в
рамках подготовки к вторжению на
Британские острова, в конце лета 1940 года 168
танков моделей F, G и H были переоборудованы в
танки подводного хода. Для частей
Африканского корпуса был разработан
тропический вариант танка с более
производительными системами охлаждения и
очистки воздуха.
Накануне войны с Советским
Союзом вермахт располагал 965 танками Pz.III. К
концу 1941 года потери в машинах этого типа на
Восточном фронте составили 660 единиц! По
мере поступления в войска танков Pz.IV, а
позднее Pz.V и Pz.VI доля Pz.III в первой линии
танковых частей постепенно сокращалась.
К марту 1945 года в боевых
частях вермахта осталось только 164 Pz.III, еще
328 имелось в армии резерва.
Незначительное количество
Pz.III различных модификаций было поставлено
союзникам Германии. Так, в 1942 году 10 танков
получила Венгрия, 11 — Румыния. В 1943 году 10
танков закупила Болгария, а еще 7 — Словакия.
На базе Pz.III строились
разнообразные самоходно-артиллерийские
установки, пять типов командирских танков,
огнеметные танки, машины передовых
артиллерийских наблюдателей, ремонтно-эвакуационные
машины. Были выпущены небольшие партии
машин для перевозки боеприпасов и амуниции
и саперных танков.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.Kpfw IIIJ
БОЕВАЯ МАССА | 21,5 т |
ЭКИПАЖ | 5 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина
- 6412 (5560) мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 пушка KwK 39L/60 (KwK 38L/42) калибра 50 мм, 2 х 7,92 мм MG34 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 84 (99) выстрелов и 2700 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел TZF 5е (TZF 5d) |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб
- 50 мм борт - 30 мм корма - 50 мм крыша - 17 мм днище - 16 мм башня - 30-50 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL 120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин, объем - 11867 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шеcтискоростная синхронизированная коробка передач (6 - вперед, 1 - назад), планетарные механизмы поворота, бортовые передачи |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 6 опорных сдвоенных обрезиненных катков на борт, 3 обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска опорных катков—индивидуальная, торсионная; а каждой гусенице 94 трака шириной 380 мм, шаг трака 130мм. |
СКОРОСТЬ | макс.: 40 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 145 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | угол подъема, град. - 30,ширина рва, м - 2,2: высота стенки, м - 0,6, глубина брода - 0,8 м. |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | коротковолновая радиостанция Fu 5 |
(© Бронеколлекция, 1996, N2 (5). М. Барятинский.)