оружие пехоты бронетехника артиллерия разное галерея ссылки

   

танковая

противотанковая пехотная, миномёты дивизионная особой мощности зенитная

 



- 21-см удлинённая мортира (обр. 1916 г.)
- 21-см мортира обр.18
- 15-см пушка К.16
- 15-см пушка К.18
- 17-см пушка К.18
-----------------
- 42-см мортира "Гамма"
- 60-см самоходная мортира "Карл"
-----------------

 


21-см удлинённая мортира (обр. 1916 г.)

С первой мировой войны у немцев осталось 28 штук 21-см удлиненных мортир фирмы Круппа. В 1934 - 1935 гг. мортиру модернизировали - сняли щит, заменили деревянные колёса на стальные обрезиненные, заменили раздельную возку нераздельной. К 1 сентября 1939 в войсках было 27 21-см удлинённых мортир и 8300 выстрелов к ним.

Тактико-технические характеристики

Ствол состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный, клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 9. 

Калибр, см 21,1
Длина ствола, см 306,3
Вес системы в боевом / походном положении, кг 9220 / 8900
Угол вертикальной наводки, град. от +6 до +70
Угол горизонтальной наводки, град. 4
Скорострельность, выстрелов в час около 30
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 20

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг
Фугасная граната обр. 17 и обр. 17 модернизированная 390 10200 120 13,3 - 13,1
Осколочно-фугасная граната обр. 18 и обр. 18 стальная литая 393 11100 113 17,35 - 15,34

  



21-см удлинённая мортира на огневой позиции

 

 

21-см мортира обр.18

 

Для замены 21-см старой длинноствольной мортиры, фирма Круппа разработала 21-см длинноствольную мортиру обр.18 с длиной ствола 31 калибр, внешне напоминающую пушку. Она поступила на вооружение в 1936 г.

Все мортиры обр.18 состояли на вооружении частей резерва главного командования -  в моторизированных артдивизионах (смешанных, обычных, особой мощности (в дополнение к 30,5-см мортирам) с 6, 9 и 3 мортирами на дивизион соответственно). Всего за годы войны было изготовлено 711 установок. 1 сентября 1939 г. на вооружении немецкой армии было 22 мортиры, 01.04.1940 г. - 124, 01.06.1941 г. - 388, 01.02.1942 г. - 404, 01.03.1945 г. - 218. Небольшое количество мортир обр.18 было захвачено советскими войсками в 1944 г. и использовано в артчастях РГВК.

 

В боекомплект мортиры входили две осколочно-фугасные гранаты и бетонобойный снаряд. При ударе осколочно-фугасной гранаты о грунт под углом не менее 25° убойные осколки разлетались вперед на 30 м и в стороны на 80 м, а при падении под углом более 25° осколки летели вперед на 75 м и в стороны на 50 м. Наиболее же эффективным осколочным действием снаряд обладал при разрыве на высоте 10 м. Убойные ос- колки летели вперед на 80 м и вбок на 90 м. Поэтому 21-см осколочно-фугасные гранаты снабжались дистанционными механическими взрывателями. Бетонобойный снаряд пробивал бетонную стену толщиной 0,6 м и кирпичную стену толщиной до 4 м, а также проникал при попадании, близком к нормали, в песчаный грунт на глубину до 7,2 м, а в рыхлый грунт - на глубину до 14,6 м.

 

Тактико-технические характеристики

Характерной особенностью 21-см мортиры обр. 18 был двойной откат: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком - по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. В боевом положении мортира опиралась спереди на опор ную плиту, а сзади - на хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался и устанавливался на специальную ствольную повозку. Обычно возка производилась раздельно - ствольная повозка и отдельно лафет с передком. Скорость буксировки при этом не превышала 20 км/ч. Однако на короткие расстояния со скоростью 4 - 6 км/ч допускалась перевозка мортиры в неразобранном виде, т. е. со стволом, наложенным на лафет. Ствол состоял из трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух, кожуха и казённика. Затвор горизонтальный, клиновой, окрывание/ закрывание производилось вручную. Угол заряжания - 0 град. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6. 

Калибр, см 21,09
Длина ствола, см 651,3
Вес системы в боевом / походном положении, кг 16700 / 22700
Угол вертикальной наводки, град. от +0 до +70
Угол горизонтальной наводки, град. 16
Скорострельность, выстрелов в час около 30
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 20

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг
Осколочно-фугасный обр. 18
( 21-cm Gr.18 )
565
(6-й заряд)
16700
(6-й заряд)
113 17,35
Бетонобойный обр. 18
( 21-cm Gr.18 Ве )
550
(6-й заряд)
16700
(6-й заряд)
121,4 12,0

 



21-см удлинённая мортира обр.18 на огневой позиции

 

 

15-см пушка К.16

 

15-см пушка К. 16 была создана фирмой Круппа и принята на вооружение в январе 1917 г. Система производилась до 1933 г. в двух почти идентичных вариантах, изготавливавшихся фирмами Круппа и «Райнметалл», отличавшихся весом ствола и размерами. Так, длина ствола у образцов Круппа была 42,7 клб, а у образцов фирмы «Райнметалл» 42,9 клб. К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 28 пушками К.16 и 26,1 тыс. выстрелов к ним. В ходе войны пушки К.16 не изготавливались, однако в 1940 г. было возобновлено производство боеприпасов к ним. В 1940 г. выпустили 16,4 тыс. выстрелов, в 1941 г. - 9,5 тыс. и в 1942 г. - 4,6 тыс. выстрелов, на этом их изготовление было закончено, К концу войны осталось 16 пушек К.16, из которых 15 находились на фронте.

 

Тактико-технические характеристики

Ствол К.16 состоял из трубы, кожуха и съемного казенни ка. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет коробчатый од нобрусный. Тормоз отката гидравлический. Колеса железные дисковые. Первоначально система перевозилась на двух повозках, а затем стали применять нераздельную возку на перед ке (мехтягой). Скорость возки не превышала 10 км/ч. Система переводилась из походного положения в боевое за 20 мин. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6. Снаряды и заряды от 15-см пушки К.16 не подходили к 15-см пушкам К. 18, К.39 и другим.

Калибр, см 14,93
Длина ствола, см 641,0
Вес системы в боевом / походном положении, кг 10870 / 14620
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +43
Угол горизонтальной наводки, град. 8
Скорострельность, выстрелов в минуту 2
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 10

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг
Гаубичная граната обр.16
( 15-cm Hbgr.16 )
725
(3-й заряд)
22000
(3-й заряд)
51,4 4,6

 



15-см пушка К.16 в походном положении

  

  

15-см пушка К.18

 

Взамен 15-см пушек К.16 фирма «Райнметалл» начала проектирование 15-см пушки К. 18. В войска пушка К. 18 начала поступать в 1938 г. В годы войны пушки К. 18 находились в производстве с 1940 но 1943 г. В 1940 г. была сдана 21 пушка, в 1941 г. 45, в 1942 г. 25 и в 1943 г. 10. В 1940 году было изготовлено 48,3 тыс. выстрелов к К.18, в 1941 г. 57,1 тыс., в 1942 г. 86,1 тыс., в 1943 г. 69 тыс. и в 1944 г. 11,4 тыс. выстрелов. В 1941 г. 15-см пушки К.18 были на вооружении трех моторизованных батарей (821-й, 822-й и 909-й). К марту 1945 г. уцелела только 21 пушка К.18.

 

Тактико-технические характеристики

Ствол пушки К.18 имел свободную трубу, дульный тормоз отсутствовал. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический, помещен в люльку. Накатник гидропневматический, расположен над стволом. Система имела два гидропневматических уравновешивающих механизма. Лафет однобрусный коробчатый, Стрельба велась с колес или с платформы, состоящей из двух частей и допускающей круговой обстрел. В походном положении система перевозилась на двух полозках. Скорость возки на колесах с грузошинами 24 км/ч, а с пневматиче скими шинами - 50 км/ч. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6.

Калибр, см 14,91
Длина ствола, см 820,0
Вес системы в боевом / походном положении, кг 12930 / 18310
Угол вертикальной наводки, град. от -2 до +43
Угол горизонтальной наводки, град. 11 (360 - на платформе)
Скорострельность, выстрелов в минуту 2

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг
Осколочно-фугасный обр.18
( 15-cm K.Gr.18 )
865 24740 43,0 5,58
Бетонобойный обр.19
( 15-cm Gr.19 rot Be. )
43,5 3

 



15-см пушка К.18 (фотография с открытки военных лет)

  

  

17-см пушка К.18

 

Германские военные историки считают 17-см пушку обр. 18 на мортирном лафете (17-cm K.Mrs.Laf или 17-cm Kanone 18 in Moerserlafette) лучшей пушкой своего класса во Второй мировой войне. Орудие было создано в 1939 - 1940 гг. совместно фирмами Круппа и «Ханомаг». 
17-см пушки K.Mrs.Laf. состояли чаще всего в составе смешанных моторизованных артиллерийских дивизионов РГК вермахта. В каждом дивизионе было по две трехорудийные батареи 21-см мортир обр. 18 и по одной трехорудийной батарее 17-см пушек. Кроме того, 17-см пушки использовались в береговой обороне «Атлантического вала».
Первые четыре серийные пушки были поставлены в январе 1941 г., данные об их дальнейшем производстве приведены в табл. Стоимость одной пушки составляла 124 тыс. райхсмарок.

 

 Производство 17-см пушек и боеприпасов к нив в течении войны

 

  1941 1942 1943 1944 1945
17-см пушки 91 126 78 40 3
Выстрелы, тыс. шт 22,1 73,8 212,4 238 26,7

К 1 марта 1945 г. уцелело 88 пушек K.Mrs.Laf. и 50,4 тыс выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте

      

17-см пушка обр.18

 

К 1 марта 1945 г. уцелело 88 пушек K.Mrs.Laf. и 50,4 тыс выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте

 

Тактико-технические характеристики

Ствол калибра 172,5 мм был наложен на лафет 21-см мортиры обр.18. Ствол состоял из свободной трубы и кожуха. Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой. Возка 17-см пушки осуществлялась раздельно с помощью тягачей Sd.Kfz.8. Для перевода орудия из походного положения в боевое или обратно расчету из 15 номеров требовалось около 30 мин. На короткое расстояние пушку K.Mrs.Laf. можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4 - 6 км/ч.  Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 4.

Калибр, см 172,5
Длина ствола, см 852,9
Вес системы в боевом / походном положении, кг 17520 / 23735
Угол вертикальной наводки, град. от 0 до +50
Угол горизонтальной наводки, град. 16
Скорострельность, выстрелов в час около 40
Время перехода из походного положения в боевое и обратно, мин около 30
Скорость буксировки при раздельной возке, км/ч около 20
Расчёт, человек 15

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, км
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг
Осколочно-фугасный обр.38
( 17-cm K.Gr.38 )
925
(4-й заряд)
31
(4-й заряд)
62,8 6,1
Осколочно-фугасный обр.39
( 17-cm K.Gr.39 )
860
(4-й заряд)
29,5
(4-й заряд)
68,0 -

  



17-см пушка обр.18 на марше. Северная Африка. 

 

 

42-см мортира "Гамма"

42-см мортира «Гамма» изготавливалась фирмой Круппа в годы Первой мировой войны. После окончания войны одна 42-см мортира была спрятана от союзной контрольной комиссии на Меппенском полигоне в Германии. В 1936 - 1937 гг. 42-см мортира использовалась для испытаний специальных типов снарядов.
«Гамма» являлась полустационарным орудием и стреляла с основания, опущенного в заранее вырытый котлован. Вес системы в боевом положении, по различным данным, был от 140 до 150 т. «Гамма» могла перевозиться только но железной дороге на 10 специальных железнодорожных платформах. В 1942 г. 42-см мортира «Гамма» была использована под Севастополем, где она сделала 188 выстрелов. Затем она применялась при подавлении Варшавского восстания в сентябре 1944 г. Одна мортира «Гамма» составляла отдельную батарею, в составе которой находились 285 человек. 

 

Тактико-технические характеристики

Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 4, массой от 50,5 до 74,5 кг. Основным выстрелом для "Гаммы" был бетонобойный снаряд весом 1020 кг и зарядом ВВ 91 кг. Имелся и более тяжёлый бетонобойный снаряд весом 2200 кг. Для него имелся специальный заряд весом 91 кг.

Калибр, см 42,0
Длина ствола, см 672,0
Вес системы в боевом положении, тонн 140
Угол вертикальной наводки, град. от +43 до +75
Угол горизонтальной наводки, град. 46
Скорострельность 1 выстрел в 8 минут

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг

Бетонобойный

452
(4-й заряд)
14200
(4-й заряд)
1020 91

  



42-см мортира "Гамма"

  

  

60-см самоходная мортира "Карл"

 

Работы над 60-см самоходной мортирой были начаты фирмой "Райнметалл" в 1937 г. Проектирование, испытания и производство мортиры шло в обстановке секретности. По имени главного конструктора Карла Беккера мортиру назвали "Карл". Испытания первого образца были начаты в 1939 г. В ноябре 1940 г. первая мортира "Адам" была передана в войска. До середины апреля 1941 г. были сданы 3 установки - "Ева", "Тор" и "Один", а к концу августа ещё две мортиры - "Локи" и "Зиу". 

В боевых условиях мортиры были впервые применены в 1941 г. Мортиры "Адам" и "Ева", сведённые в 1 батарею 833 тяжёлого артдивизиона обстреливали Брестскую крепость. 

 

    

  

 

"Адам" произвёл 16 выстрелов, а у "Евы" при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф. 2-я батарея 833 дивизиона, состоящая из "Тора" и "Одина" находилась под Львовом. "Тор" произвёл 4 выстрела, а "Один" потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 г. установки "Тор" и "Один" были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами ( интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины ). В августе 1944 установка "Зиу" обстреливала Варшаву. 

 

Тактико-технические характеристики

Ствол "Карла" - моноблок. Замок клиновой горизонтальные. Клин цилиндро-призматический. Мортира размещена в средней части установки. Наведение мортиры только ручное. При выстреле происходил откат ствола в люльке и всего станка в корпусе установки. Броневой корпус установки сварной, усиленный ребрами жесткости, Боекомплект "Карла" (8 снарядов) перевозился на двух бронетранспортерах на шасси Pz.IVF. Транспортер имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда. Заряжание раздельно-гильзовое, заряд постоянный. Перед выстрелом установка опускалась днищем на грунт.
В носовой части машины установлен 12-цилиндровый дизель «Даймлер - Бенц.507» с жидкостным охлаждением мощностью 750 л. с. и гидромеханическая трансмиссия с тремя поочередно включенными гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота был оборудован пневматическим сервоприводом. Торсионная подвеска связана с расположенным в корме редуктором механизма опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя машины редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Ходовая часть "Карла" имела несколько вариантов исполнения, в том числе вариант с 8 ходовыми и 8 опорными катками и вариант с 11 ходовыми и 6 опорными катками. Ширина гусеницы 500 мм, площадь опоры 7 квадратных метров. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась на трейлерах разобранной на четыре части: повозки ствола весом 42 т; верхнего лафета весом 41,8 т; моста и ходовой части весом 21,6 т и самоходного лафета весом 82,3 т.

Калибр, см 60,0
Длина ствола, см 5068,0
Вес системы с шасси, тонн 120
Угол возвышения, град. 70
Угол горизонтальной наводки, град. 5
Угол заряжания, град. 0
Скорострельность, выстрелов в час до 12
Скорость движения своим ходом, км/ч 10

Данные по баллистике и снарядам

Тип 
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, м
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг

Бетонобойный тяжёлый

220 4500 2170 348

Бетонобойный лёгкий

283 6640 1700 280

   



60-см самоходная мортира "Карл"

 


Наверх

 

танковая

противотанковая пехотная, миномёты дивизионная особой мощности зенитная

Hosted by uCoz