|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-
21-см
удлинённая мортира (обр. 1916 г.)
21-см удлинённая мортира (обр. 1916 г.) С первой мировой войны у немцев осталось 28 штук 21-см удлиненных мортир фирмы Круппа. В 1934 - 1935 гг. мортиру модернизировали - сняли щит, заменили деревянные колёса на стальные обрезиненные, заменили раздельную возку нераздельной. К 1 сентября 1939 в войсках было 27 21-см удлинённых мортир и 8300 выстрелов к ним. Тактико-технические характеристики Ствол состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный, клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 9.
Данные по баллистике и снарядам
Для замены 21-см старой длинноствольной мортиры, фирма Круппа разработала 21-см длинноствольную мортиру обр.18 с длиной ствола 31 калибр, внешне напоминающую пушку. Она поступила на вооружение в 1936 г. Все мортиры обр.18 состояли на вооружении частей резерва главного командования - в моторизированных артдивизионах (смешанных, обычных, особой мощности (в дополнение к 30,5-см мортирам) с 6, 9 и 3 мортирами на дивизион соответственно). Всего за годы войны было изготовлено 711 установок. 1 сентября 1939 г. на вооружении немецкой армии было 22 мортиры, 01.04.1940 г. - 124, 01.06.1941 г. - 388, 01.02.1942 г. - 404, 01.03.1945 г. - 218. Небольшое количество мортир обр.18 было захвачено советскими войсками в 1944 г. и использовано в артчастях РГВК.
В боекомплект мортиры входили две осколочно-фугасные гранаты и бетонобойный снаряд. При ударе осколочно-фугасной гранаты о грунт под углом не менее 25° убойные осколки разлетались вперед на 30 м и в стороны на 80 м, а при падении под углом более 25° осколки летели вперед на 75 м и в стороны на 50 м. Наиболее же эффективным осколочным действием снаряд обладал при разрыве на высоте 10 м. Убойные ос- колки летели вперед на 80 м и вбок на 90 м. Поэтому 21-см осколочно-фугасные гранаты снабжались дистанционными механическими взрывателями. Бетонобойный снаряд пробивал бетонную стену толщиной 0,6 м и кирпичную стену толщиной до 4 м, а также проникал при попадании, близком к нормали, в песчаный грунт на глубину до 7,2 м, а в рыхлый грунт - на глубину до 14,6 м.
Тактико-технические характеристики Характерной особенностью 21-см мортиры обр. 18 был двойной откат: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком - по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. В боевом положении мортира опиралась спереди на опор ную плиту, а сзади - на хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался и устанавливался на специальную ствольную повозку. Обычно возка производилась раздельно - ствольная повозка и отдельно лафет с передком. Скорость буксировки при этом не превышала 20 км/ч. Однако на короткие расстояния со скоростью 4 - 6 км/ч допускалась перевозка мортиры в неразобранном виде, т. е. со стволом, наложенным на лафет. Ствол состоял из трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух, кожуха и казённика. Затвор горизонтальный, клиновой, окрывание/ закрывание производилось вручную. Угол заряжания - 0 град. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6.
Данные по баллистике и снарядам
15-см пушка К. 16 была создана фирмой Круппа и принята на вооружение в январе 1917 г. Система производилась до 1933 г. в двух почти идентичных вариантах, изготавливавшихся фирмами Круппа и «Райнметалл», отличавшихся весом ствола и размерами. Так, длина ствола у образцов Круппа была 42,7 клб, а у образцов фирмы «Райнметалл» 42,9 клб. К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 28 пушками К.16 и 26,1 тыс. выстрелов к ним. В ходе войны пушки К.16 не изготавливались, однако в 1940 г. было возобновлено производство боеприпасов к ним. В 1940 г. выпустили 16,4 тыс. выстрелов, в 1941 г. - 9,5 тыс. и в 1942 г. - 4,6 тыс. выстрелов, на этом их изготовление было закончено, К концу войны осталось 16 пушек К.16, из которых 15 находились на фронте.
Тактико-технические характеристики Ствол К.16 состоял из трубы, кожуха и съемного казенни ка. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет коробчатый од нобрусный. Тормоз отката гидравлический. Колеса железные дисковые. Первоначально система перевозилась на двух повозках, а затем стали применять нераздельную возку на перед ке (мехтягой). Скорость возки не превышала 10 км/ч. Система переводилась из походного положения в боевое за 20 мин. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6. Снаряды и заряды от 15-см пушки К.16 не подходили к 15-см пушкам К. 18, К.39 и другим.
Данные по баллистике и снарядам
Взамен 15-см пушек К.16 фирма «Райнметалл» начала проектирование 15-см пушки К. 18. В войска пушка К. 18 начала поступать в 1938 г. В годы войны пушки К. 18 находились в производстве с 1940 но 1943 г. В 1940 г. была сдана 21 пушка, в 1941 г. 45, в 1942 г. 25 и в 1943 г. 10. В 1940 году было изготовлено 48,3 тыс. выстрелов к К.18, в 1941 г. 57,1 тыс., в 1942 г. 86,1 тыс., в 1943 г. 69 тыс. и в 1944 г. 11,4 тыс. выстрелов. В 1941 г. 15-см пушки К.18 были на вооружении трех моторизованных батарей (821-й, 822-й и 909-й). К марту 1945 г. уцелела только 21 пушка К.18.
Тактико-технические характеристики Ствол пушки К.18 имел свободную трубу, дульный тормоз отсутствовал. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический, помещен в люльку. Накатник гидропневматический, расположен над стволом. Система имела два гидропневматических уравновешивающих механизма. Лафет однобрусный коробчатый, Стрельба велась с колес или с платформы, состоящей из двух частей и допускающей круговой обстрел. В походном положении система перевозилась на двух полозках. Скорость возки на колесах с грузошинами 24 км/ч, а с пневматиче скими шинами - 50 км/ч. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6.
Данные по баллистике и снарядам
Германские военные историки считают 17-см пушку обр. 18 на
мортирном лафете (17-cm K.Mrs.Laf или 17-cm Kanone 18 in Moerserlafette) лучшей пушкой своего класса
во Второй мировой войне. Орудие было создано в
1939 - 1940 гг. совместно фирмами Круппа и «Ханомаг».
Производство 17-см пушек и боеприпасов к нив в течении войны
К 1 марта 1945 г. уцелело 88 пушек K.Mrs.Laf. и 50,4 тыс выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте
К 1 марта 1945 г. уцелело 88 пушек K.Mrs.Laf. и 50,4 тыс выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте
Тактико-технические характеристики Ствол калибра 172,5 мм был наложен на лафет 21-см мортиры обр.18. Ствол состоял из свободной трубы и кожуха. Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой. Возка 17-см пушки осуществлялась раздельно с помощью тягачей Sd.Kfz.8. Для перевода орудия из походного положения в боевое или обратно расчету из 15 номеров требовалось около 30 мин. На короткое расстояние пушку K.Mrs.Laf. можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4 - 6 км/ч. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 4.
Данные по баллистике и снарядам
42-см мортира «Гамма» изготавливалась фирмой Круппа в годы Первой мировой войны. После окончания войны одна 42-см мортира была спрятана от союзной контрольной комиссии на Меппенском полигоне в Германии. В
1936 - 1937 гг. 42-см мортира использовалась для испытаний специальных типов снарядов.
Тактико-технические характеристики Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 4, массой от 50,5 до 74,5 кг. Основным выстрелом для "Гаммы" был бетонобойный снаряд весом 1020 кг и зарядом ВВ 91 кг. Имелся и более тяжёлый бетонобойный снаряд весом 2200 кг. Для него имелся специальный заряд весом 91 кг.
Данные по баллистике и снарядам
60-см самоходная мортира "Карл"
Работы над 60-см самоходной мортирой были начаты фирмой "Райнметалл" в 1937 г. Проектирование, испытания и производство мортиры шло в обстановке секретности. По имени главного конструктора Карла Беккера мортиру назвали "Карл". Испытания первого образца были начаты в 1939 г. В ноябре 1940 г. первая мортира "Адам" была передана в войска. До середины апреля 1941 г. были сданы 3 установки - "Ева", "Тор" и "Один", а к концу августа ещё две мортиры - "Локи" и "Зиу". В боевых условиях мортиры были впервые применены в 1941 г. Мортиры "Адам" и "Ева", сведённые в 1 батарею 833 тяжёлого артдивизиона обстреливали Брестскую крепость.
"Адам" произвёл 16 выстрелов, а у "Евы" при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф. 2-я батарея 833 дивизиона, состоящая из "Тора" и "Одина" находилась под Львовом. "Тор" произвёл 4 выстрела, а "Один" потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 г. установки "Тор" и "Один" были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами ( интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины ). В августе 1944 установка "Зиу" обстреливала Варшаву.
Тактико-технические характеристики Ствол
"Карла" - моноблок. Замок клиновой горизонтальные. Клин цилиндро-призматический.
Мортира размещена в средней части установки. Наведение мортиры только ручное. При выстреле происходил откат
ствола в люльке и всего станка в корпусе установки. Броневой
корпус установки сварной, усиленный ребрами жесткости,
Боекомплект "Карла" (8 снарядов) перевозился на двух бронетранспортерах на шасси
Pz.IVF. Транспортер имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их
на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.
Заряжание раздельно-гильзовое, заряд
постоянный. Перед выстрелом установка опускалась днищем на грунт.
Данные по баллистике и снарядам
|