|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
28-см железнодорожная установка K5 (E)
Проектирование 28-см сверхдальнобойной железнодорожной пушки К5(Е) было начато фирмой Круппа в 1934 г. Первый ствол был отстрелян в 1936 г. Пушка К5(Е) имела очень длинный ствол, в 1,5 - 2 раза длиннее, чем другие железнодорожные или морские 28-см орудия. За это немецкие солдаты называли К5(Е) «Стройной Бертой» («Schlank Berta»). Кроме транспортера с орудием и элементов поворотной платформы, в состав поездов входили: дна вагона-снарядных погреба вместимостью по 113 снарядов, два вагона-зарядных погреба, вагон-центральный пост, вагон-электростанция, вагон- компрессорная станция, вагоны для личного состава, вагон-кухня, вагон с горюче-смазочными материалами, вагоны с 20-мм зенитными автоматами обр. 1938 г. и др. К 1 сентября 1939 г. на вооружении было три 28-см пушки
К5(Е) и 360 выстрелов со снарядами Gr.35. Стоимость одной установки составляла 1,25 млн. райхсмарок. В 1939 г. было изготовлено 2 установки К5(Е), в 1940 г. - 3, в 194] г. - 2, в 1942 г. - 8, в 1943 г. - 2 установки. К февралю 1941 г. установками К5(Е) были оснащены три двухорудийные железнодорожные батареи № 712, 713 и 765. Установки К5(Е) довольно интенсивно применялись на фронтах Второй мировой войны. В качестве использования К5(Е) можно привести неоднократные обстрелы осажденного Ленинграда, с 1943 г. они применялись в Италии, а с 1944 г. на Западном фронте. Две единицы были захвачены американцами в Анцио (Италия). Позже американцам удалось отремонтировать и испытать одну из них.
В 1943 г. из-за разрушения авиацией железнодорожных путей и мостов генштаб потребовал создать устройства для транспортировки орудия К5(Е) по шоссе. Вскоре такой проект был создан. Установка при этом разбиралась на три части: повозку ствола, повозку лафета и повозку установочных частей. Вес каждой повозки не должен был превышать 130 т. Для буксирования каждой повозки требовалось два тягача на шасси танка «Тигр II».
Чтобы увеличить дальность стрельбы, в ходе войны были созданы активно-реактивные снаряды Raketen-Grenate 4341 весом 245 кг, длиной 1220/4,3 мм/клб. Снаряд содержал 17 кг взрывчатого вещества. Дульная скорость снаряда составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола включался реактивный двигатель, работавший 2 с. Средняя сила тяги снаряда 2100 кг, В качестве топлива в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы снарядом Raketen-Grenate 4341 составляла 87 км, то есть пушка могла из Кале или Булони обстреливать ряд южных британских юродов. Недостатком активно-реактивного снаряда было сравнительно большое рассеивание (по дальности 2,2%, боковое 1,8%). Активно-реактивный снаряд имел стальной поддон, вышибаемый газами двигателя снаряда. В связи с этим перед орудием устанавливали опасную зону длиной 10- 15 м и шириной 4 м. Работа над этим выстрелом была начата в 1941 г. Опытные стрельбы закончены, и снаряд принят на вооружение летом 1944 г, Число таких боеприпасов составляло 50% от обычных выстрелов К5(Е). Всего было изготовлено 200 снарядов для испытаний, 30 снарядов для обучения и 600 для боевого применения. Стоимость всех работ составила около 800 тысяч райхсмарок. Тактико-технические характеристики
Для предотвращения прогиба ствол был помешен в очень длинную люльку коробчатого типа. Затвор клиновой горизон тальный. Тип ствола - скрепленная труба с лейнером. Приводы наведения установки электрические. Откат си стемы одинарный. Для придания орудию кругового обстрела установка заво дилась на поворотную платформу длиной около 30 м. Плат форма вращалась на катках по круговым рельсам. Платформа, разобранная на 16 секций и устройство для их сборки перево зились имеете с орудийной установкой. Для одного орудия со средствами обеспечения требовалось два железнодорожных состава. Тепловозы с составами могли развивать скорость до 60 км/ч.
Данные по баллистике и снарядам
|