|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
Самая массовая гусеничная бронированная машина германской армии во второй мировой войне. Создавалась в качестве боевой машины поддержки пехоты — штурмового орудия. Базой служило шасси танка Pz.III. После вооружения в 1942 году длинноствольной пушкой стала, по существу, основным противотанковым средством вермахта, а функции штурмового орудия передали штурмовой гаубице StuH 42, созданной на той же базе.
С февраля 1940 по апрель 1945-го заводы фирм Alkett и MIAG выпустили более 10,5 тысячи штурмовых орудий StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ
StuG IIIА — первый вариант на шасси танков Pz.IIIE/F. Короткоствольная 75-мм пушка Stuk 37 L/24 установлена в низкопрофильной броневой рубке в передней части корпуса. Толщина лобовой брони рубки и корпуса 50 мм. Боевая масса машины 19,6 т. Экипаж 4 человека. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке. В отличие от базового танка отсутствуют люки в бортах корпуса. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений. Изготовлено 30 единиц.
StuG IIIВ — в качестве базы использован танк Pz.IIIН. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений. Сохранены люки в бортах корпуса. Форма броневой рубки и вооружение как у StuG IIIА. Боевая масса 22 т. Изготовлено 320 единиц.
StuG IIIC — изменены форма лобовой части рубки и посадочные люки наводчика и механика-водителя, в связи с введением нового перископического прицела фирмы Krupp. Изготовлено 100 единиц.
StuG IIID — никаких конструктивных отличий от предыдущего варианта. Так обозначались машины пятой производственной серии. Изготовлено 150 единиц,
StuG IIIЕ — изменения затронули в основном конструкцию броневой рубки. Боекомплект увеличили с 44 до 50 артвыстрелов. Переговорные трубы заменили на танковое переговорное устройство. Изготовлено 284 единицы.
StuG IIIF (Sd.Kfz.142/1) — 75-мм пушка Stuk 40 L/43. Боекомплект увеличен до 54 артвыстрелов. На крыше рубки смонтирован электрический вентилятор. Боевая масса 23,2 т. На 182 машинах позднего выпуска толщина лобовой брони рубки и корпуса увеличена до 80 мм за счет крепления болтами дополнительных броневых плит. Последняя 31 САУ вооружена пушкой Stuk 40 L/48. Изготовлено 364 единицы.
StuG 40 F/8 (Sd.Kfz.142/1) — основные изменения в конструкции корпуса идентичны изменениям, внесенным в корпуса танков Pz. IIIJ и L. Пушка — Stuk 40 L/48. Кормовая броня увеличена с 30 до 50 мм. Изготовлено 334 единицы.
StuG 40 G (Sd.Kfz.142/1) — последняя серийная версия. Некоторые изменения в конструкции крыши рубки. Введена командирская башенка и жесткая установка оборонительного пулемета MG 34, на части машин прикрытого щитом. На САУ поздних выпусков введена новая литая маска пушки, так как «Saukopfblende» — «свиное рыло». Изготовлена 8071 единица.
StuH 42 (Sd.Kfz.142/2) — идентична по конструкции машинам вариантов F, F8 и G. Вооружена 105-мм штурмовой гаубицей StuH 42 1728, сконструированной на основе легкой полевой гаубицы leFHI8. Боекомплект 36 артвыстрелов. Экипаж 4 человека, боевая масса 23,9 т. Изготовлено 1299 единиц.
Первые четыре батареи штурмовых орудий получили боевое крещение в ходе французской кампании. Каждая имела в своем составе шесть САУ.
В годы второй мировой войны StuG III состояли на вооружении батальонов штурмовых орудий моторизованных дивизий и рот (дивизионов) штурмовых орудий пехотных дивизий. В некоторых танковых дивизиях в конце войны в составе противотанковых дивизионов, вместо одной роты 75-мм самоходных противотанковых пушек содержалась рота StuG III. Кроме того, они состояли на вооружении частей РГК: противотанковых дивизионов и бригад штурмовых орудий.
< Следует отметить, что с момента поступления в войска штурмовых гаубиц StuH 42 последние находились на вооружении батарей совместно со StuG III. В разное время подразделения и части самоходной штурмовой артиллерии имели различную организацию: от 6 САУ в начале войны до 14 — в конце.Накануне войны с СССР в немецких войсках насчитывалось 377 штурмовых орудий, 250 из которых были сосредоточены на советской западной границе. К концу 1941 года потери составили 96 единиц.
В операции «Цитадель» приняли участие 455 StuG III и 68 StuH 42—44% всех штурмовых орудий, имевшихся на Восточном фронте. Кроме того, они применялись в Северной Африке, на Западе и в Италии. Причем по мере выхода из строя танков Pz.III, производство которых было прекращено в 1943 году, а также сокращения числа танков в Panzerwaffe из-за несоответствия объема производства объему потерь, последние подчас восполнялись за счет штурмовых орудий.
Штурмовые орудия поставлялись союзникам Германии во второй мировой войне: Румынии (118), Болгарии (55), Финляндии (59), Италии (5), Венгрии (40) и Испании (10).
На 10 апреля 1945 года в полевых войсках насчитывалось 707 боеготовых StuG III и 132 StuH 42.
На базе StuG III в незначительном количестве были изготовлены машины для подвоза боеприпасов и огнеметные машины.
В 1950-е годы StuG III состояли на вооружении в Румынии, Испании, Египте и Сирии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ StuG IIIG
БОЕВАЯ МАССА | 23,4 т |
ЭКИПАЖ | 4 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина
- 6770 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 пушка Stuk 40 L/48 калибра 75 мм, 1 пулемет MG34 кал. 7,92 мм |
БОЕКОМПЛЕКТ | 54 выстрела, 600 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | перископические
прицелы Sfi.ZF 1а и RblF 36. |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб
- 30 мм, борт - 30 мм корма - 17-8 мм рубка - 19 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL 120TRM, 12-цилиндроаый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин, V=11867 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шеcтискоростная синхронизированная коробка передач (6 - вперед, 1 - назад), планетарные механизмы поворота, бортовые передачи |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 6
опорных сдвоенных обрезиненных
катков на борт, 3 обрезиненных
поддерживающих катка, направляющее
колесо, ведущее колесо переднего
расположения с двумя съемными
зубчатыми венцами (зацепление
цевочное); подвеска опорных катков—индивидуальная,
торсионная; а каждой гусенице 94 трака
шириной 380 мм, шаг трака 130мм. На машинах поздних выпусков поддерживающие катки не имели резиновых бандажей. |
СКОРОСТЬ | макс.: 38 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 155 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | угол подъема - 30 град., высота стенки - 0,6 м, глубина брода - 0,8 м |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция Fu 15 или Fu 16 |
(© Бронеколлекция, 1996, N2 (5). М. Барятинский.)