оружие пехоты бронетехника артиллерия разное галерея ссылки

 



Sd.Kfz. 250 Sd.Kfz. 251 Sd.Kfz. 254


    Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 фирмами Hanomag (шасси) и Bussing-NAG (бронекорпус). Производился серийно фирмами Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor в четырех базовых вариантах - А, В, С и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса. 

    Эта замечательная машина прошла всю вторую мировую войну, от 1-го сентября и до капитуляции последних немецких частей в Чехославакии. Кроме того Чехославакия выпускала после войны  бронетранспрортер ОТ-810 который являлся модернизированой копией Ханомага, кстати ,в советских фильмах о Великой Отечественной войне играют Ганомаги именно ОТ-810.

    С июня 1939 по март 1945 года изготовлено 15 252 машины.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Sd.Kfz.251/1 - основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 - 2 пулемета, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов - Wurframen 40 - калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек.

Sd.Kfz.251/2 - mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer -   самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемет МG34 (боекомплект 2010 патронов). Бoeвaя мacca 8,64 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 - mittlerer Funkpanzerwagen - машина связи. В зависимости от назначения (4 варианта) оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.

Sd.Kfz.251/4 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 - артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37- 75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/5 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier - машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемет MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.

Sd.Kfz.251/6 - mittlerer Kommandopanzerwagen - передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Тr, позже - FuG 19 и FuG 12.

Sd.Kfz.251/7 - mittlerer Pionierpanzerwagen - улучшенный Sd.Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.

Sd.Kfz.251/8 - mittlerer Krankenpanzerwagen - бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.

Sd.Kfz.251/9 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 - самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Этот бронетранспортер солдаты прозвали "Штуммель" (окурок) . На него была установлена  короткоствольная пушка 7.5cm KwK 37 L/24 ( этими пушками были вооружены Pz-IV Ausf. A-F1, в воисках их прозвали "окурками",  "обрубками", "колотушками"). Углы горизонтального наведения пушки ±12°. Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемет MG 34 или MG 42.Sd.Kfz.251/10 - mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak - машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.

SdKfz-251/10 - Машина предназначалась для командиров взводов в мотопехотных частей.  Вооружена она была 37-милеметровой противотанковой пушкой  PAK-36/37, с боезапасом  168 снарядом размещенным в корме машины ( на месте скамейки на левой стороне). Пушку монтировали над отделением управления , по началу у нее был обычный щиток что и  у буксируемых орудий, но потом его сделали ниже и шире, либо его не было вовсе. Дополнительное вооружение составлял пулемет MG-34 либо MG-42 с боезапасом 1100 патронов, или устанавливолось 7.92 милиметровое ПТР  PzB-39  с 40 патронами к нему. Экипаж 5 человек.
   В 1944 году машина была выведена из линейных частей , часть машин была перевооружена  75-мм пушкой KwK-37 L/24.

Sd.Kfz.251/11 - mittlerer Femsprechpanzerwagen - машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортера. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/12 - mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen - машина артиллерийской разведки и управления огнем. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 - mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen - звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.

Sd.Kfz.251/14 - mittlerer Schallauswertepanzerwagen - развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/15 - mittlerer Lichtauswertepanzerwagen - самоходная прожекторная установка.

Sd.Kfz.251/16 - mittlerer Flammpanzerwagen - самоходный огнемет. Вооружение: два огнемета калибра 14 мм и два пулемета MG34. Огнеметы устанавливались по бортам бронетранспортера, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.

Sd.Kfz.251/17-mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 - самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 - 6 человек. Изготовлено 211 единиц.

Sd.Kfz.251/18 - mittlerer Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/19 - mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen - передвижная телефонная станция.

Sd.Kfz.251/20 - mittlerer Schutzenpanzerwagen - Infrarotscheinwerfer - самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора - осветителя ночных прицелов танков "Пантера". Экипаж 4 человека.

Sd.Kfz.251/21 -mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 - зенитная самоходная установка. Строенный лафет - Flakdrilling Socklaffete - с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/ 20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемет MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.

Sd.Kfz.251/22 - mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 - самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Для установки орудия была вырезана крыша поста отделения управления. Боезапас 22 выстрела, 17 выстрелов хранилось в контейнере справа от орудия, а 5 в небольшом контейнере расположеном под основанием пушки. Угол горизонтальной  наводки 20 град. влево и 18 град. вправо Угол возвышения -3 град. и +48 град. Расчет 4 человека. место командира расчета находилось в задней части машины, справа. наводчик сидел на откидном деревяном стуле слева от орудия. Рядом с ним располагалось двое заряжающих.
Боевое применение этой установки показал что она слишком перетяжелена, из-за чего часто происходили поломки шасси  и передних колес. Танковые дивизии образца 1945 года должны были иметь девять этих установок, каждая. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц.

Sd.Kfz.251/23 - mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 - бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Эта машина замыкало серию  бронетранспортеров "Ханомаг". Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека.

    До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.

    В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1. Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.

    Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции "Барбаросса" больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) - так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта - имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь.

    Танковая дивизия "образца 1945" должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz-251/1, 24 Sd.Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd.Kfc.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

    Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны - на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии - Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

    После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.

ТТХ бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D

БОЕВАЯ МАССА 8 т
ЭКИПАЖ 2 + 10 чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина - 5980 мм
Ширина - 2110 мм
Высота - 1750 мм
Дорожный просвет - 320 мм
Колея - 1775/1600

ВООРУЖЕНИЕ 2 х 7,92 мм (MG34, MG42)
БОЕКОМПЛЕКТ 2010 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ  
БРОНИРОВАНИЕ лоб - 10..15 мм, борт и корма - 8 мм, крыша МТО - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL 42TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четыпехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, V=4171 см3
ТРАНСМИССИЯ: КПП четырехскоростная  (4+1) демультипликатор, двухдисковое сухое сцепление, двойной дифференциал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

передний мост автомобильный управляемый
гусеничный движитель 6 сдвоенных обрезиненных катков на борт; ведущее колесо - переднее, ленивец с натяж. мех-мом. Торсионы.
гусеница 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака 140 мм.
подвеска поперечная полуэллиптическая листовая рессора
тормоза гидравлические
размер шин 190 - 80
СКОРОСТЬ макс.: 53 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ подъем, проц. -24, ширина рва - 2 м, глубина брода - 0,5 м
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG Spr Ger "f"

(© Бронеколлекция, 1997, N5. М. Барятинский. Чертежи М.Барятинского, М.Дмитриева и М.Коломийца.)

Sd.Kfz. 250 Sd.Kfz. 251 Sd.Kfz. 254
 

танки

самоходные пт. орудия штурмовые орудия бронетранспортёры бронеавтомобили

Hosted by uCoz