|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 фирмами Hanomag (шасси) и Bussing-NAG (бронекорпус). Производился серийно фирмами Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor в четырех базовых вариантах - А, В, С и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса.
Эта замечательная машина прошла всю вторую мировую войну, от 1-го сентября и до капитуляции последних немецких частей в Чехославакии. Кроме того Чехославакия выпускала после войны бронетранспрортер ОТ-810 который являлся модернизированой копией Ханомага, кстати ,в советских фильмах о Великой Отечественной войне играют Ганомаги именно ОТ-810.
С июня 1939 по март 1945 года изготовлено 15 252 машины.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Sd.Kfz.251/1 - основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 - 2 пулемета, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов - Wurframen 40 - калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек.
Sd.Kfz.251/2 - mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer - самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемет МG34 (боекомплект 2010 патронов). Бoeвaя мacca 8,64 т, экипаж 8 человек.
Sd.Kfz.251/3 - mittlerer Funkpanzerwagen - машина связи. В зависимости от назначения (4 варианта) оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.
Sd.Kfz.251/4 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 - артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37- 75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.Sd.Kfz.251/5 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier - машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемет MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.
Sd.Kfz.251/6 - mittlerer Kommandopanzerwagen - передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Тr, позже - FuG 19 и FuG 12.
Sd.Kfz.251/7 - mittlerer Pionierpanzerwagen - улучшенный Sd.Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.
Sd.Kfz.251/8 - mittlerer Krankenpanzerwagen - бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.
Sd.Kfz.251/9 - mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 - самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Этот бронетранспортер солдаты прозвали "Штуммель" (окурок) . На него была установлена короткоствольная пушка 7.5cm KwK 37 L/24 ( этими пушками были вооружены Pz-IV Ausf. A-F1, в воисках их прозвали "окурками", "обрубками", "колотушками"). Углы горизонтального наведения пушки ±12°. Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемет MG 34 или MG 42.Sd.Kfz.251/10 - mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak - машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.
SdKfz-251/10
- Машина
предназначалась для командиров взводов в
мотопехотных частей. Вооружена она была
37-милеметровой противотанковой пушкой
PAK-36/37, с боезапасом 168 снарядом
размещенным в корме машины ( на месте
скамейки на левой стороне). Пушку
монтировали над отделением управления , по
началу у нее был обычный щиток что и у
буксируемых орудий, но потом его сделали
ниже и шире, либо его не было вовсе.
Дополнительное вооружение составлял
пулемет MG-34 либо MG-42 с боезапасом 1100
патронов, или устанавливолось 7.92
милиметровое ПТР PzB-39 с 40 патронами к
нему. Экипаж 5 человек.
В 1944 году машина была выведена из
линейных частей , часть машин была
перевооружена 75-мм пушкой KwK-37 L/24.
Sd.Kfz.251/11 - mittlerer Femsprechpanzerwagen - машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортера. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.251/12 - mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen - машина артиллерийской разведки и управления огнем. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.
Sd.Kfz.251/13 - mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen - звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.
Sd.Kfz.251/14 - mittlerer Schallauswertepanzerwagen - развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.
Sd.Kfz.251/15 - mittlerer Lichtauswertepanzerwagen - самоходная прожекторная установка.
Sd.Kfz.251/16 - mittlerer Flammpanzerwagen - самоходный огнемет. Вооружение: два огнемета калибра 14 мм и два пулемета MG34. Огнеметы устанавливались по бортам бронетранспортера, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.
Sd.Kfz.251/17-mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 - самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 - 6 человек. Изготовлено 211 единиц.
Sd.Kfz.251/18 - mittlerer Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.
Sd.Kfz.251/19 - mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen - передвижная телефонная станция.
Sd.Kfz.251/20 - mittlerer Schutzenpanzerwagen - Infrarotscheinwerfer - самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора - осветителя ночных прицелов танков "Пантера". Экипаж 4 человека.
Sd.Kfz.251/21 -mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 - зенитная самоходная установка. Строенный лафет - Flakdrilling Socklaffete - с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/ 20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемет MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.
Sd.Kfz.251/22
- mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 - самоходная
артиллерийская установка, 75-мм
противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным
щитом в передней части кузова. Для
установки орудия была вырезана крыша поста
отделения управления. Боезапас 22 выстрела,
17 выстрелов хранилось в контейнере справа
от орудия, а 5 в небольшом контейнере
расположеном под основанием пушки. Угол
горизонтальной наводки 20 град. влево и 18
град. вправо Угол возвышения -3 град. и +48
град. Расчет 4 человека. место командира
расчета находилось в задней части машины,
справа. наводчик сидел на откидном
деревяном стуле слева от орудия. Рядом с ним
располагалось двое заряжающих.
Боевое применение этой установки показал
что она слишком перетяжелена, из-за чего
часто происходили поломки шасси и
передних колес. Танковые дивизии образца 1945
года должны были иметь девять этих
установок, каждая. Экипаж 4 человека.
Изготовлено 268 единиц.
Sd.Kfz.251/23 - mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 - бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Эта машина замыкало серию бронетранспортеров "Ханомаг". Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека.
До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.
В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1. Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.
Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции "Барбаросса" больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) - так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта - имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь.
Танковая дивизия "образца 1945" должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz-251/1, 24 Sd.Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd.Kfc.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны - на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии - Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.
После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.
ТТХ бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D
БОЕВАЯ МАССА | 8 т |
ЭКИПАЖ | 2 + 10 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина -
5980 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 2 х 7,92 мм (MG34, MG42) |
БОЕКОМПЛЕКТ | 2010 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб - 10..15 мм, борт и корма - 8 мм, крыша МТО - 6 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL 42TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четыпехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, V=4171 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | КПП четырехскоростная (4+1) демультипликатор, двухдисковое сухое сцепление, двойной дифференциал |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
передний мост | автомобильный управляемый |
гусеничный движитель | 6 сдвоенных обрезиненных катков на борт; ведущее колесо - переднее, ленивец с натяж. мех-мом. Торсионы. |
гусеница | 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака 140 мм. |
подвеска | поперечная полуэллиптическая листовая рессора |
тормоза | гидравлические |
размер шин | 190 - 80 |
СКОРОСТЬ | макс.: 53 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 300 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | подъем, проц. -24, ширина рва - 2 м, глубина брода - 0,5 м |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция FuG Spr Ger "f" |
(© Бронеколлекция, 1997, N5. М. Барятинский. Чертежи М.Барятинского, М.Дмитриева и М.Коломийца.)