|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
Легкий полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки половины пехотного отделения, главным образом в разведывательных подразделениях. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 фирмами Bussing-NAG (бронекорпус) и Demag (шасси). Серийное производство осуществлялось на заводах Bussing-NAG, Weserhutte, Wumag, Wegmann, Ritscher и Deutsche Werke с июня 1941 по 1945 год в двух вариантах, так называемом старом (alt) и новом (neu). Изготовлено 7326 единиц.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Sd.Kfz.250/1 - базовая модификация. Корпус сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. У варианта neu корпус имел упрощенную конструкцию (9 частей вместо 19) и по внешнему виду был близок к корпусу бронетранспортера Sd.Kfz.251. Вооружение: два пулемета МО 34, один за щитом в передней части кузова, другой - в корме, на вертлюжной установке, допускавшей стрельбу по воздушным целям.
Sd.Kfz.250/2 - leichter Fernsprechpanzerwagen - бронированный кабелеукладчик. Предназначался для прокладки полевых линий связи. Катушка с телефонным кабелем располагалась внутри кузова. Боевая масса 5,44 т, экипаж 4 человека, вооружение 1 пулемет МG 34.
Sd.Kfz.250/3 - leichter Funkpanzerwagen - машина связи. В зависимости от назначения (существовало четыре варианта) оснащалась радиостанциями FuG 7, FuG 8 или FuG 12 со штыревыми или рамочными антеннами.
Sd.Kfz.250/4 - leichter Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и управления огнем в частях самоходной артиллерии. Радиостанции FuG 15 и FuG 16. Экипаж 4 - 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.250/5 - аналог предыдущей модели. Одна радиостанция FuG 12. Боевая масса 5,36 т, экипаж 4 человека, вооружение- 1 пулемет MG 34. B 1944 году название изменено на leichter Aufklarungspanzerwagen - легкая разведывательная бронемашина.
Sd. Kfz. 250/6 - leichter Munitionspanzerwagen - машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям. Вмещала 70 выстрелов к 75-мм пушке StuK 37 (Ausf.A) или 60 выстрелов к 75-мм пушке StuK 40 (Ausf.B). Боевая масса 5,96 т (А) или 6,1 т (В), экипаж 2 человека, радиостанция FuG 16, вооружение 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.250/7 - leichter Schutzenpanzerwagen schwerer Granatwerfer-самоходный миномет. 80-мм миномет sGrWr (возимый боекомплект 12 выстрелов) устанавливался в середине кузова. Дополнительное вооружение: пулемет MG 34. Боевая масса 5,61 т, экипаж 5 человек. Под тем же индексом существовал бронетранспортер для перевозки боеприпасов к 80-мм миномету, вмещавший 66 выстрелов.
Sd. Kfz. 250/8 - leichter Schutzenpanzerwagen 7,5 cm - легкий бронетранспортер, вооруженный короткоствольной пушкой KwK 37 или К 51 калибра 75 мм. Боекомплект 20 выстрелов. Боевая масса 6,3 т.
Sd. Kfz. 250/9 - leichter Schutzenpanzerwagen 2 cm - разведывательная бронемашина. Установлена башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 (позднее заменена на башню Hangelafette 38) с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и пулеметом MG 34. Боекомплект 100 выстрелов и 500 патронов. Углы вертикального наведения от-10° до +85°. Телескопический прицел TZF За. Радиостанция FuG 12. Боевая масса 6,09 т, экипаж 3 человека, габариты 4560х1945х2174 мм.
Sd.Kfz.250/10 - leichter Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak - бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Pak 35/36, установленной за штатным щитом (на части машин - без него) в передней части кузова, и пулеметом MG 34. Боекомплект 216 выстрелов и 2110 патронов. Угол горизонтального наведения пушки ±30°, прицел ZF2. Боевая масса 5,68 т, экипаж 4 человека. Высота машины 1976 мм.
Sd.Kfz.250/11 - leichterschutzenpanzerwagen (schwere Panzerbuchse 41) - бронетранспортер, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20-28 мм с коническим стволом и пулеметом MG 34 (боекомплект 168 выстрелов и 1100 патронов).
Sd.Kfz.250/12 - leichter Messtruppanzerwagen - машина артиллерийской инструментальной разведки. Радиостанция FuG 8, позднее FuG 12, пулемет MG 34.
Sd.Kfz.252 - leichter Munitionspanzerwagen - бронетранспортер для перевозки боеприпасов для штурмовых орудий. Полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом. Боевая масса 5,73 т, экипаж 2 человека, габариты 4560х1945х1660 мм. Изготовлено 413 единиц.
Sd.Kfz.253 - leichter gepanzerter Beobachtungskraftwagen - машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Полностью закрытый корпус. Радиостанции F.Sp.H и FuG 7. Боевая масса 5,73 т, экипаж 3 человека, габариты 4700х1950х1800 мм. Изготовлено 285 единиц.
Первыми в войска поступили не линейные бронетранспортеры, а перевозчики боеприпасов Sd.Kfz.252 и командирские машины Sd.Kfz.253. На 1 сентября 1939 года в штат батареи штурмовых орудий входили четыре Sd.Kfz.253 и три Sd.Kfz.252. Их боевое применение ограничилось балканской кампанией и началом войны с СССР. Выпуск этих модификаций был прекращен в 1941 году, и они быстро сошли со сцены.
Первые серийные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Они состояли на вооружении моторизованных частей, в подразделениях войск связи и штурмовой артиллерии. В 1944 году в штате танковой дивизии, например, имелось 55 легких бронетранспортеров. Машины Sd.Kfz.250/8 использовались в мотопехотных частях для огневой поддержки, a Sd.Kfz.250/10 и Sd.Kfz.250/11 в качестве командирских.
Помимо модификаций заводского изготовления существовали варианты, построенные непосредственно в войсковых частях. Наиболее известные из них - это машины, вооруженные французской противотанковой пушкой Hotehkiss калибра 25 мм, противотанковой пушкой Pak 38 калибра 50 мм, зенитными 20-мм-пушками Flak 30 и Flak 38. Некоторое количество Sd.Kfz.250 было переоборудовано в санитарные.
< Легкие бронетранспортеры Sd.Kfz.250 всех модификаций участвовали в боевых действиях в ходе всей второй мировой войны. 1 марта 1945 года в вооруженных силах Германии имелось 2765 этих бронетранспортеров.ТТХ бронетранспортера Sd.Kfz.250/1 (alt)
БОЕВАЯ МАССА | 5,8 т |
ЭКИПАЖ | 2+4 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина -
4560 мм |
ВООРУЖЕНИЕ | 2 х 7,92 мм (MG34, MG42) |
БОЕКОМПЛЕКТ | 2010 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб - 14,5 мм, борт и корма - 8 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL 42TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четыпехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, V=4171 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | КПП планетарная (7+3) демультипликатор, двухдисковое сухое сцепление, двойной дифференциал |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
передний мост | автомобильный управляемый |
гусеничный движитель | 4 сдвоенных обрезиненных катка на борт; ведущее колесо - переднее, ленивец. |
подвеска | поперечная полуэллиптическая листовая рессора |
тормоза | гидравлические |
размер шин | 6.00 - 20 |
СКОРОСТЬ | макс.: 70 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 450 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | ширина рва - 1,9 м, глубина брода - 0,7 м |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция FuG Spr Ger "f" |
(© Бронеколлекция, 1997, N5. М. Барятинский. Чертежи М.Барятинского, М.Дмитриева и М.Коломийца.)