|
оружие пехоты | бронетехника | артиллерия | разное | галерея | ссылки | ||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Общие сведения о немецкой зенитной артиллериии >> ---------------------------- -
2-см зенитный автомат FlaK 30/38 2-см зенитный автомат FlaK 30/38 Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО вермахта, люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям. (Кроме роты в составе 12 зенитных пушек Flak-30/ 38 в составе дивизиона имелись также две четырехорудийные батареи 88-мм пушек Flak-18/36/37.)
О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 года сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20 000 пушками калибра 20-мм. Легкие автоматические пушки Flak-30 и Plak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Пушка Flak-38 была модернизированным вариантом Flak-30, при несколько меньшей длине ствола (113 калибров вместо 115) имела меньший на 30 кг вес в боевом положении и значительно большую скорострельность, составлявшую 220-480 выстрелов в минуту вместо 120-280 выстрелов в минуту у Flak-30. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером. Кроме стандартных вариантов Flak-30/38 имелись также 20-мм горная зенитная установка Gebirgsflak-38 с более чем вдвое меньшим весом и счетверенные 20-мм установки, обладавшие весьма высокой огневой мощью - 800/1800 выстрелов в минуту.
К 1 сентября 1939 г. люфтваффе располагали 6072 установками Flak-30/38. В 1939-1945 гг. было построено около 14 тыс. этих установок. Тактико-технические характеристики Ствол-моноблок лёгко отделялся от ствольной коробки. Замена ствола производилась за 11 сек. На ствол навинчивался дульный тормоз. Спусковой механизм позволял стрелять одиночными выстрелами и очередями. Питание магазинное, магазин - 20 патронов. Достоинствами установки являлись простота устройства, возможность быстрой сборки и разборки, малый вес. Недостатками - чувствительность к загрязнению и загустению смазки, отсутствие непрерывного питания, снижение надёжности при высоком угле возвышения ствола. К зениткам имелось 4 типа патронов. Бронепробивавемость подкалиберным бронебойно-трассиррующим снарядом обр.40 составляла на дистанции 100 м под углом встречи в 60 град. - 39 мм, а на дистанции 500 - 20 мм.
3,7-см зенитные автоматические пушки FlaK 18, 36, 43
3,7-см автоматическая зенитная пушка Flak-18 была разработана фирмой "Райнметалл" и поступила на вооружение немецкой армии в 1935 г. Основным недостатком пушки была тяжелая и неповоротливая 4-х колёсная повозка. Поэтому её на смену была разработана 3,7-см зенитная пушка с новым двухколёсным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата. Уже в ходе войны фирма "Райнметалл" модернизировала Flak-36, введя новую систему автоматики, что увеличило скорострельность. Новая система получила название Flak-43.
8,8-см зенитная пушка FlaK 18, 36, 37
В 1928 г. группа конструкторов фирмы Круппа начала в Швеции проектирование 8,8-см зенитного орудия. Затем раз работанная документация была доставлена в Эссен, где изготовили первые опытные образцы. Система получила название 8,8-cm Flak 18. В 1933 г. пушки начали поступать в войска.
Пушка имела полуавтоматический затвор, что было само по себе достижением для того времени. Стрельба велась с тумбового лафета, имевшего четыре станины, расположенные крестообразно. Станины своими домкратами опирались на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на "спец прицеп 201", представлявший собой четырехколесную подрессоренную повозку и имевший два колесных хода, середину повозки образовывали основание тумбы лафета и станины. Боевое крещение 8,8-см пушка Flak 18 получила в Испании в составе легиона "Кондор". По результатам боевого применения часть пушек Flak 18 была снабжена броневым щитом для прикрытия расчета. В свою очередь, в частях был демон тирован зарядный лоток и неудовлетворительно действовавший механический досылатель.
В 1936 г. была принята на вооружение модернизированная 8,8-см пушка Flak 36. Внутреннее устройство стволов обеих пушек и баллистика были одинаковыми. В качестве повозки был применен "спецприцеп 202". Конструкция лафета была упрощена. Латунные детали заменены стальными, что привело к снижению стоимости установки. В 1939 г. стоимость 8,8-см Flak 36 составляла 33 600 райхсмарок.
Некоторые изменения были произведены в 1939 г., и но вый образец был назван 8,8-cm Flak 37. Большинство узлов орудий обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37. Производство Flak-18 в Flak-36 во время войны
К 1 сентября 1939 г. в составе наземных частей люфтваффе состояло 2459 пушек 8,8 cm Flak 18 и Flak 36. Сухопутные войска впервые получили 8,8-cм пушки в 1941 г. (126 пушек). В 1942 г. получено еще 176 пушек, в 1943 г. - 296, в 1944 г. - 549 и в 1945 г. - 23 установки. В августе 1944 г. в вермахте и люфтваффе было 10 930 ору дий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха. Некоторое количество этих пушек было у итальянцев под названием 88/56 С.А. Необычно и весьма эффективно применялись зенитные пушки Flak 18/36 в Африканском Корпусе и на Восточном фронте. Во время атак тягачи с орудиями двигались за наступающим танками, готовые в любой момент изготовиться к стрельбе. Таким образом противнику, имеющему танки с лучшей бронёй, наносились тяжёлые потери. Несколько орудий Flak 18 в 1940 г. было установлено на 12-тонном полугусеничном частично бронированном автомобиле Sd.Kfz.8.
В 1943 г. 14 орудий Flak 37 было установлено на полугусеничном автомобиле Sd.Kfz.9. Вес системы 25 т. Экипаж 9 - 10 человек. Кабина и мотор бронированы. После капитуляции Германии пушки Flak-18, 36, 37 некоторое время состояли на вооружении ряда стран. В частности они использовались в северокорейской ПВО во время войны в Корее. Тактико-технические характеристики Ствол пушек Flak 18, 36, 37 состоял из кожуха, трубы и казённика. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Система перевозилась с помощью 2-х ходов, которые при переводе системы из походного положения в боевого отделялись. Система имела установщик трубки и пневматический досылатель.
Данные по баллистике и снарядам Всего для пушек Flak-18, 36, 37 было 4 вида снарядов - 2 осколочно-фугасных и 2 бронебойных. Досягаемость пушек по высоте: баллистический потолок 10600 м, высота действительного огня - 7675 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 120 мм. Заряжание унитарное.
В ходе бомбежек городов Германии союзные самолеты старались летать как можно выше. В мае 1944 г. командование 1-й дивизии ПВО Берлина докладывало руководству: «При современной высоте налетов 7 - 8 км 8,8-см зенитные пушки обр. 36 и 37 исчерпали границы своей досягаемости». Поэтому срочно потребовались зенитные орудия, обладавшие большим потолком стрельбы. В 1939 г. фирма «Райнметалл» получила контракт на создание нового орудия с улучшенными баллистическими характеристиками. Первоначально орудие именовалось Gerat 37. Это название было заменено в 1941 г. на 8,8-cm Flak 41, когда был изготовлен первый опытный образец орудия. Первые серийные образцы (44 штуки) были направлены в Африканский Корпус в августе 1942 г., причем половина их была потоплена в Средиземном море вместе с германским транспортом. Испытания оставшихся образцов выявили ряд трудноустранимых конструктивных недостатков. С 1943 г. эти орудия стали поступать в ПВО рейха. В феврале 1944 г. в ПВО рейха было 279 орудий Flak-41.
Тактико-технические характеристики
Ствол пушек Flak 41 первоначально состоял из трёх частей - каморной, средней и дульной. В конце 1944 перешли на трубу-моноблок. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Досылка патрона производилась гидропневматическим досылателем. Пушка имела электрогидравлические приводы горизонтального и вертикального наведения. Лафет пушки имел 4 крестообразные станины, опиравшиеся в боевом положении на грунт.
Данные по баллистике и снарядам Всего для пушек Flak 41 было разработано 5 видов снарядов - 2 осколочно-фугасных с разными типами взрывателей и 3 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 15000 м, высота действительного огня - 10500 м. Бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом на дистанции 1000 м составляла 159 мм, а бронебойным подкалиберным - 192 мм.
10,5-см зенитная пушка FlaK 38, 39
В 1933 г. фирмам Круппа и "Райнметалл" было предложено изготовить по два опытных образца 10,5-см зенитной пушки. Сравнительные испытания прошли в 1935 г., а в 1936 г. 10,5-см пушка фирмы "Райнметалл" (изделие 38) была признана лучшей и запущена в серийное производство под наименованием 10,5 cm Flak 38. 10,5-см пушка Flak 38 первоначально имела электрогидравлические приводы наведения (на постоянном токе), те же, что у 8,8-cm Flak 18 и 36, но в 1936 г. была введена система UTG 37 (на переменном токе промышленной частоты), использовавшаяся на 8,8-cm Flak 37. Одновременно был введен ствол со свободной трубой. Модернизированная таким образом система получила наименование 10,5 cm Flak 39. Для увеличения эффективного потолка стрельбы 10,5-cm зенитных пушек был создан 10,5-см осколочный активно-реактивный снаряд. Дульная скорость его составляла 800 м/с, а затем реактивный двигатель разгонял его до 1150 м/с. Однако окончание войны не дало запустить активно-реактивные снаряды в массовое производство. Аналогичные активно-реактивные снаряды были созданы и для 12,8-см пушки Flak 40. Но и тут дело не пошло дальше выпуска опытной партии. Говоря о технических новинках в устройстве зенитных снарядов, следует отметить и создание высокочастотных радиовзрывателей, действие которых основано на эффекте Доплера. Так, например, радиовзрывателями занимались фирмы "Донаулэндише Аппаратебау" в Вене (взрыватель " Какаду") и "Блаупункт- Верке" в Берлине (взрыватель "Трихтэр"). В момент пролета мимо цели такие взрыватели срабатывали, когда расстояние между снарядом и целью становилось минимальным. Радиовзрыватели использовались как в артиллерийских зенитных снарядах, так и в опытных образцах зенитных управляемых ракет. Поражение Германии не дало возможности запустить снаряды с радиовзрывателями в массовое производство. 10,5-см Flak 38 и 39 оставались в производстве всю войну, несмотря на то что по своим баллистическим характеристикам 8,8-см орудия Flak 41 почти сравнялось с ними. 10,5-см зенитные пушки Flak 38 и 39 состояли только на вооружении люфтваффе. К началу войны в войсках было 64 орудия. Производство Flak 38 и 39 в течении войны
В августе 1944 г. в люфтваффе состояло: 116 Flak 38 и 39 на железнодорожных установках; 877 - на стационарных установках; 1025 - на повозках типа 201.
Тактико-технические характеристики
Ствол 10,5-см Flak 39 имел свободную трубу, состоявшую из трех частей: камерной, средней и дульной. Каморная и средняя части соединялись в переднем конце каморы, и стык между ними перекрывался гильзой. Средняя и дульная части трубы соединялись в нарезной части канала, И стык между ними не перекрывался. Части свободной трубы собирались в оболочке или сборной трубе и поджимались гайками. Достоинством составной трубы была возможность замены одной только средней части, наиболее подверженной разгару, Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор. Полуавтоматика механического типа, взводилась при накате. Гидравлический тормоз отката веретенного типа с постоянной длиной отката и гидропневматическим накатником. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. 10,5-см орудия обр. 38 и 39 были полностью автоматическими. Механизмы наведения, подачи и установка взрывателя имели приводы от электромоторов. Четырехорудийная батарея 10,5-см пушек имела специальный бензиновый двигатель, приводивший в действие генератор постоянного тока напряжением 220 В и мощностью 24 кВт. Генератор подавал питание к электромоторам, установленным на пушках. На каждом орудии было 4 электромотора: вертикального наведения, горизонтального наведения, досылателя и автоматического установщика взрывателя. В пушках Flak 39 электромоторы были переведены на переменный ток, чтобы иметь возможность подключаться к городской сети. Нормальный расчет состоял из командира отделения и 9 человек прислуги плюс 2 человека при заряжании вручную. Пушки обр. 38 и 39 были первыми немецкими зенитными орудиями, к приборам управления огнём которых подключили радиолокаторы SCR-584. Как и все 8,8-см пушки, 10,5-см орудия вели огонь с грунта с крестообразного лафета, а при переходе в походное положение они устанавливались на два колесных хода.
Данные по баллистике и снарядам Всего для пушек Flak 38, 39 было разработано 3 вида снарядов - 1 осколочно-фугасный с разными типами взрывателей и 2 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 12800 м, высота эффективного огня - 9300 м при начальной скорости 880 м/с. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла 138 мм при начальной скорости 860 м/с.
12,8-см зенитная пушка FlaK 40
Заказ на разработку 12,8-см зенитной пушки был выдан фирме «Рейнметалл» в 1936 г. Фирма представила опытные образцы изделия 40 для испытаний в 1938 г. В декабре 1938 г. был дан первый заказ на 100 установок. В конце 1941 г. в войска поступили первые батареи с 12,8-см зенитными орудиями Flak 40. Первоначально предполагалось, что мобильные 12,8-см установки будут перевозиться на двух повозках, но позже было решено ограничиться одной четырехосной повозкой ("спецприцеп 220"). Но за время войны поступила на вооружение только одна мобильная батарея (6 орудий). В августе 1944 г. на вооружении Германии было: б мобильных установок; 242 стационарные установки; 201 железнодорожная установка (на четырех платформах). К февралю 1945 г. число стационарных установок увеличилось до 362, число мобильных и железнодорожных установок не изменилось. 12,8-см Flak 40 была полностью автоматизированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а также установка взрывателя производились с помощью 4 асинхронных генераторов трехфазного тока напряжением 115 В. Четырех орудийную батарею 12,8-см Flak 40 обслуживал один генератор мощностью 60 кВт. С 1942 г. была начата разработка новой 12,8-см пушки (изделие 45), но до конца войны она так и не была принята на вооружение. 12,8-см пушка 45 имела более длинный ствол, больший объем зарядной каморы и соответственно большую начальную скорость и баллистический потолок.
При создании 12,8-см двухорудийной стационарной установки было использовано основание от 15-см установки 50. Опытные образцы двухорудийной установки назывались "изделие 44". Серийные установки получили наименование 12,8 cm Flakzwilling 40. Первая четырехорудийная батарея была установлена в Берлине весной 1942 г. (по другим сведениям, в августе 1942 г.). В августе 1944 г. на вооружении было 27 установок, а в феврале 1945 г. - 34 установки. (Изготавливались установки на заводе фирмы "Ханомаг" в Ганновере. В начале 1944 г. делали одну установку в месяц, в конце того же года - 12 установок в месяц. Установки входили в состав ПВО крупных городов, в том числе Берлина, Гамбурга и Вены. Тактико-технические характеристики
Данные по баллистике и снарядам Для пушек Flak 40 было разработано 2 типа снарядов - осколочно-фугасный и бронебойный. Высота действительного огня осколочно-фугасным снарядом с дистанционным взрывателем составляла 12800 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 150 мм. Заряжание, как и у всех зенитных пушек, унитарное.
|