Что послужило
|
![]()
Царь Деметрий находился в своей походной палатке и был в ярости. Он, Деметрий, прозванныи Полиоркетом – “осаждающим города“, уже несколько недель пытался взять осажденный город Родос, столицу одноименного острова в Средиземном море, но его храбрым воинам никак не удавалось преодолеть стену, защищавшую город и гавань. Шел 305 год до Р. Хр. Деметрий, царь Фригии и Ликии в Малой Азии, потребовал от родосцев присоединиться к нему в его войне против египетского правителя Птолемея Сотера. Но родосцы ответили отказом – они не хотели воевать против своего главного торгового партнера. Вот почему, прежде чем идти на Александрию, Деметрий решил покорить Родос. С помощью своего мощного флота ему удалось высадиться на остров, доставить туда оружие и провиант, но все попытки взять штурмом стену города, мужественно обороняемую его защитниками, закончились для него неудачей.
|
Родосцы заказали восемнадцатиметровую статую у известного скульптора Харета. Работа была начата в 302 г. до Р. Хр. Вначале Харет соорудил железный каркас и покрыл его глиной. Полученная форма примерно соответствовала размерам будущей статуи. Вокруг каркаса построили насыпь в виде винтовой лестницы. Стоя на ней, мастера покрывали фигуру большими бронзовыми листами. Резали ли эти листы по размерам или отливали их, неизвестно.Всего на статую ушло двенадцать тонн бронзы, что соответствует толщине стенок в среднем 1,6 мм. Чтобы придать статуе устойчивость, ее доверху заполнили мелкими и крупными камнями, оставив полым лишь узкое пространство внутри, где помещалась ведущая к голове деревянная лестница, предназначавшаяся для ремонтных работ.
Насколько
|
Статуя подобных размеров – большая редкость и в наше время. Для сравнения: высота памятника Бисмарку в Гамбурге – 15 м, а женской статуи Баварии в Мюнхене — 16 м, высота памятника Арминию в Тевтобургском лесу без пьедестала до острия копья — 26 м, до султана на шлеме — 16,5 м, а статуя Свободы у входа в нью-йоркскую гавань выше статуи Гелиоса Родосского всего на 10 м. Каждый палец Гелиоса был выше взрослого человека, а его толщина была такой, что его не удалось бы обхватить двумя руками. |
Изображений Гелиоса не сохранилось даже на монетах, поэтому представление о его внешнем виде можно составить лишь по письменным источникам. По всей вероятности, он стоял обнаженным на пьедестале, приложив в задумчивости правую руку ко лбу или подняв вверх факел. Через левую руку у него было перекинуто покрывало. По другой версии, он имел стрелу в левой руке и лук через плечо. достоверно лишь то, что лицо его и венчающий главу солнечный диск с семью лучами были покрыты золотом. Неизвестно также, где именно стояла гигантская статуя. Представление о том, что Гелиос стоял, широко расставив ноги, над входом в гавань, в свете последних данных кажется маловероятным. Сейчас полагают, что он был установлен в городе, а лицо его было обращено на восток, откуда бог солнца ежедневно начинал свой путь по небосводу.
Статуя Гелиоса простояла не более 66 лет. В 224 г. до Р. Хр. она рухнула в результате сильного землетрясения. При этом, по-видимому, пострадали стоявшие поблизости дома. Рухнувшая статуя пролежала никем не потревоженная почти 900 лет, так как существовало предсказание оракула, что на Родос обрушатся несчастья, если статуя будет установлена вновь. Куда менее почтительно обошлись с поверженным греческим богом арабы, завоевавшие Родос в 653 г. после Р. Хр. Они разобрали бронзовую облицовку статуи и на 900 верблюдах переправили ее в Эдессу, древний город на севере Месопотамии. Там бронзу переплавили. Так от шестого и самого недолговечного чуда света до наших дней дожило лишь его название – “колосс”. Греческое слово “colossos” первоначально обозначало статую вообще. И только благодаря воздвигнутой на Родосе гигантской статуе Гелиоса оно получило то значение, которое известно нам до сих пор: колосс – статуя громадных размеров или просто исполин.